Прием на работу первого сотрудника может стать по-настоящему пугающим шагом. Это не только большая ответственность, ведь Вы должны зарабатывать достаточно, чтобы иметь возможность платить нанятому работнику. Есть еще куча разных вещей, о которых вам придется побеспокоиться, и которые вы, скорее всего, сделаете неправильно. 


Вы хорошо знаете правила приема на работу? А что если они не сработают? А если работники у Вас что-нибудь украдут? (И так далее, и тому подобное.) В принципе, быть Боссом достаточно сложно, но большинство из нас никогда не достигнет того момента, когда не сможет управляться в одиночку и будет вынужден нанимать работников. 


Итак, поговорим об управлении персоналом. Большинство из вас, скорее всего, первое время будут вести себя как «человек-оркестр» и заниматься всем подряд: выпечкой, уборкой, маркетингом, пытаясь совмещать все это с общением с друзьями, семьей и своей собственной личной жизнью! Рано или поздно ваш бизнес начнет расти, вы не сможете больше заниматься всем самостоятельно и наконец решите нанять работника.  


Здесь Вы найдете несколько советов, которые позволят избежать лишнего риска. Давайте будем честными: нанимать кого-то на работу довольно хлопотное занятие, и не только потому, что вам нужно платить этому человеку зарплату. У вас могут возникнуть дополнительные проблемы, потому что все может пойти совсем не так, как вы рассчитывали (а так оно, к сожалению, обычно и случается). 


Лучшее, что Вы можете сделать, чтобы обезопасить себя при найме нового сотрудника, — это прикрыть «тылы». Перед наймом нового работника необходимо составить и подписать 3 основных документа. А именно:



  1. Трудовой договор.

  2. Список правил фирмы.

  3. Перечень должностных обязанностей.


 


Трудовой договор


Это имеющий юридическую силу документ, который описывает трудовые отношения между вами и вашим сотрудником. И не важно, являются этот человек Вашей невесткой, соседом или незнакомым выпускником колледжа, вы должны описать условия, на которых его нанимаете. Этот договор должен включать: название должности, дату начала работы, количество рабочих часов в день, место работы, размер заработной платы, пенсионные отчисления, детали оплаты (каким образом и когда вы будете производить выплаты), срок, за который работник обязан уведомить о желании уволиться, наличие и продолжительность стажировки, продолжительность отпуска или наличие и размер компенсационных выплат, наличие премий (единовременных и по итогам года), соблюдение авторских прав и так далее.


Вам может показаться, что все это не нужно в случае, когда кто-то помогает вам всего несколько часов в неделю. Но, поверьте мне, если что-то пойдет не так и у вас появятся проблемы с вашим наемным работником, то первое, что попросит у вас юрист, будет копия трудового договора. И если у вас его не будет, вы поставите себя в уязвимое положение.


 


Список правил фирмы


Список правил — это обычно документ, в котором описываются процессы, происходящие в вашем бизнесе и ВАШЕ видение того, как все должно происходить. Он не является юридически обязывающим документом, однако дает вам возможность установить свои собственные правила и стандарты, касающиеся того, как должны вести себя ваши сотрудники (например, какую одежду можно, а какую нельзя носить на рабочем месте), отпуска (когда можно и когда нельзя его брать), обслуживания клиентов (как вести себя с клиентами), подачи заявлений на уход, профессиональных качеств, карьерного роста и т. д. (Это документ, отражающий ваши правила, регулирующие ваш бизнес.)


В идеале, новый сотрудник должен прочитать этот список правил до того как начнет у вас работать. Это поможет сэкономить вам время (и деньги) и не объяснять все это впоследствии. Вы сможете обратиться к этому списку правил, чтобы аргументировать свои требования к работникам. Например, сотрудник пришел на работу в шлепанцах. Обратите его внимание на этот список, где описано не только то, что можно и нельзя носить на рабочем месте, но и, что еще более важно, почему. В списке этих правил четко описано, какое поведение и почему вы ожидаете от работника (например, из соображений безопасности) . Это еще один документ, который могут попросить юристы, если у вас случится конфликт с работником.


 


Перечень должностных обязанностей


Это документ, к которому вам придется обращаться постоянно. В нем вы подробно опишете обязанности своего сотрудника, которые ему предстоит выполнять каждый день. В нем говорится также о навыках, опыте, знаниях и квалификации работника, которого вы ищете, и который будет в состоянии выполнить нужную вам работу. Этот документ станет вашей опорой в те моменты, когда нанятый сотрудник не будет исполнять установленные вами должностные обязанности. Это поможет избежать излишних эмоций во время трудного разговора с сотрудником. Вы просто можете сказать, что его действия не соответствуют обязанностям, описанным в перечне обязанностей. Это основа эффективной системы управления, если в ходе вашего бизнеса вам придется управлять нанятыми работниками. (Я использовала аттестацию сотрудников, чтобы добиться от них лучшей эффективности в работе. Это был отличный способ выяснить, не пора ли кого-то из них повысить.)


Может показаться, что эти меры предосторожности излишни , если речь идет о малом бизнесе, однако они очень важны, если Вы не хотите рисковать. Они защитят Вас от таких неприятных вещей, как претензии по поводу незаслуженного увольнения и дорогостоящие судебные тяжбы с недовольными работниками. Не хотелось бы напугать вас этой статьей, но вы действительно избежите многих проблем с сотрудниками, если они будут знать, что у вас имеются все эти документы. Они станут своего рода страховкой для вашего бизнеса. Возможно, вам никогда не придется ими воспользоваться, но будет гораздо лучше, если они у вас все-таки будут.