Продолжение статьи от Kara Andretta, в которой известные кондитеры делятся тем, как они проектируют свои кондитерские творения.
Сегодня на страницах частных кондитеров в интернете и на прилавках кондитерских можно увидеть торты с интересным дизайном. Кто-то сам придумывает оформление своих изделий, кто-то берёт чужие идеи.
Продолжим разговор о декоре тортов, и о тех, кто их создаёт.
Шона Мак Гриви
Как вы начинаете процесс проектирования тортов? Заказчик даёт фотографии, рисунки или рассказывает, каким он видит свой будущий заказ?
— На самом деле, у меня есть один секрет: для меня источником вдохновения служат любые произведения искусства в той или иной форме. Получив заказ, я начинаю прокручивать в голове все свои знания по оформлению кондитерских изделий. И обязательно найду что-нибудь, что подойдёт для моего будущего торта. И это вовсе не обязательно, что я буду копировать какую-либо картину или скульптуру,нет. Из одной красивой вещи я могу взять, например, драпировку ткани, упавший лепесток, цветы или элемент отделки здания… Не важно, на чем остановится мой взгляд. Важно, как я буду это использовать в работе над проектированием будущего торта. Я всегда прислушиваюсь к внутреннему голосу, а он меня ещё ни разу не подводил.
— Рисуете ли вы эскиз будущего торта на бумаге или все идеи держите в голове? Используете ли вы компьютер? Или просто составляете список элементов?
— Я пробовала рисовать дизайн торта на компьютере. Но оказалось, что это не для меня. Слишком трудоемко. Чтобы разрабатывать дизайн на компьютере, необходимо время и определенные знания. Поэтому я предпочитаю работать по старинке — рисовать на бумаге. Тем более что я умею рисовать.
Когда рисуешь дизайн простым карандашом или фломастером, то сразу видишь, подходят ли те или иные элементы по цвету, можно тут же дорисовать то, чего не хватает. К тому же можно сделать два разных эскиза или один и тот же, но с разными цветами, и выбрать тот, который подходит больше всего.
Ниже приведены фотографии тортов, а рядом — эскизы этих тортов, нарисованных на бумаге.
— Часто ли Вы меняете первоначальный дизайн торта? То есть в вашей голове была определенная идея, но в процессе работы она изменилась.
— Да, бывает. На бумаге ведь только идея. И то, что нарисовано, может совсем по-другому выглядеть в натуральном виде. Рисуя на бумаге торт, я не всегда уверена в том, что он будет выглядеть именно так.
— Как протекает сам процесс творчества? Расскажите об этом. Говорят, что о человеке можно многое узнать по тому, как он работает.
— Когда я начинаю проектировать будущий торт, я предпочитаю, чтобы мне была предоставлена полная свобода действий и никто не мешал.
Ведь торт — это не просто кондитерское изделие. Это прежде всего участник какого-либо торжества. И тот, для кого этот торт будет сделан, должен почувствовать, что вся красота, которая стоит на столе, предназначена именно ему. Всем известно, что без чувств нельзя сделать красивую и оригинальную вещь. В торте должна чувствоваться душа. Когда ко мне приходит клиент и говорит, что хочу то-то и то-то, так-то и так-то, я должна почувствовать, что именно ждёт от меня клиент. Иначе никакого торта у меня не получится. Вернее, не получится красивый и чувственный торт. Такой, который будет интересен и виновнику торжества, и его гостям.
Современный кондитер должен быть не только мастером по выпечке, но и где-то в душе художником. Иначе это зря потраченное время.
Мои блокноты с идеями обычно лежат везде: на прикроватной тумбочке, на столе… Ведь никогда не знаешь, что придёт в голову в ту или иную секунду. А так все под рукой.
Когда я чувствую, что мне не хватает вдохновения, я отправляюсь на просторы интернета. Там я всегда могу найти что-нибудь интересное. Например, посмотреть произведения искусства, фотографии пейзажей, разных замков и старинных зданий. Интересные идеи можно найти и в модных женских журналах. И это не обязательно последние номера. Я могу просмотреть моду прошлых лет и даже столетий, что носили в пятнадцатом или девятнадцатом веке. Там много всего интересного.
Когда я нахожу то, что нужно для реализации моей задумки, я тут же записываю в блокнот. Именно поэтому он всегда у меня под рукой.
Как только я понимаю, что нашла идею торта, я делаю несколько набросков, выбираю из них наиболее удачный и приступаю к работе.
Бывает, что в процессе работы над тортом, я немного видоизменяю его первоначальный проект. Иногда изменения могут произойти уже в начале работы, а иногда небольшие только в самом конце. Все зависит от настроения и того, что в конечном итоге желает получить клиент.
Есть такая категория людей, которые приходят к кондитеру и говорят: хочу вот это и ни на шаг не отступать от дизайна. Даже если я вижу, что этот вариант можно сделать лучше, я стараюсь сделать так, как просят. Другие клиентыпросто дают мне несколько фотографий и просят использовать их в качестве примера для наглядности при проектировании торта. В этом случае я сажусь за чертежи и начинаю конструировать.
Если у меня что-то не получается, нет вдохновения, я просто начинаю рисовать на бумаге разные варианты — до тех пор пока не найду то, что мне по душе.
Чарити Фент.
Когда клиент говорит «Делайте так, как считаете нужным. Я полностью полагаюсь на ваше мастерство», мне, с одной стороны это нравится, а с другой стороны нет. Нравится, что мне предоставляется полная свобода действий. Но в то же время я не совсем понимаю, что клиент хочет увидеть в итоге, ведь можно и не угодить. Тебе кажется, что ты с блеском выполнил работу, а клиент не вполне доволен. В любом случае, необходимо выяснить, какой именно торт, по мнению клиента, прекрасный. Это важно выяснить, даже когда говорят, что полностью полагаются на ваш вкус и мастерство. Ненавязчиво, спокойно, как бы между делом. Тогда дизайн любого торта вам будет даваться легко.
Я начинаю беседу с клиентом с вопросов и ответов. Спрашиваю его, какие вещи он любит, к чему тяготеет. Это дает мне больше идей в моем поиске. Я люблю, когда на работу над тортом у меня много времени. Сами идеи я предпочитаю брать из поздравительных открыток, плакатов, графических рисунков на ткани, из приглашений, с подушек, фотографий природы. Я могу увидеть какие-нибудь интересные элементы в цветах, деревьях, траве, птицах. Именно из реальной жизни можно найти много интересного для тортов!
Амбер Адамсон.
Мне нравится карандашный набросок, а компьютерные наброски не люблю. Когда рисуешь карандашом, то вкладываешь душу в эскиз. На мониторе такого не сделаешь. Если есть время, то я могу сделать эскиз торта, затем отложить его на несколько дней и опять вернуться к нему. Часто по прошествии времени на эскиз смотришь уже совсем другими глазами и сразу видишь недоработки. И еще я могу потратить чрезмерное количество времени на расспросы клиента, чтобы он получил оригинальный торт.
Некоторые люди приходят с готовой идеей. Если мне кажется, что её можно улучшить, я стараюсь их переубедить. Если это не удаётся, то тут два варианта: или я делаю торт как просят, или отказываюсь от работы. Второй вариант — это когда я понимаю, что проект, предложенный клиентом, никуда не годится. Торт будет испорчен, а виноватым окажется кондитер. Но такое случается очень редко.
Когда я работаю над дизайном торта, я делаю несколько набросков, потом показываю клиенту. Если клиенту нравится, то я приступаю непосредственно к выпечке.
Простой пример: у меня есть торт, дизайн которого был придуман на основе женского платья. Для того, чтобы получить интересный дизайн, проектировать я начинаю тремя способами:
- Попробовать нарисовать плиссировку платья на бумаге.
Но это, к сожалению, не то, что хочется в итоге получить. Дело в том, что изображение становится настолько искаженным, что на торте все это будет не красивым. - Можно попробовать сделать плиссировку из бумаги, перенести на торт и посмотреть, как будет выглядеть.
- Сделать несколько вариантов в Photoshop, при этом постараться создать новый слой и плиссировку.
Так что я стараюсь переносить все свои идеи в жизнь и радовать тортами своих близких и друзей.
К сожалению, эскизы на бумаге не всегда соответствуют реальному положению дел.
Алиса Хелл.
Когда я не могу сразу сказать, как будет выглядеть торт, то я просто ничего не говорю клиенту. Все потому, что я не могу описать, как я мысленно представляю этот торт.
Как я работаю? Перед тем как начать рисовать будущий торт, я прошу принести мне, например, приглашения или элементы декора помещения, куда этот торт будет доставлен. Дизайн торта обязательно должен гармонировать с общей идеей. Поэтому и проектирование конструкции начинается лишь тогда, когда я изучу всё, что связано с торжеством. Когда я приступаю к созданию эскиза, я перебираю в голове разные маленькие детали и некоторые из них обязательно использую в наброске. У меня в блокноте есть список приемов и конструкций, которые я обязательно применяю для того или иного эскиза.
Я всегда делаю два наброска: один для себя, а другой для заказчика. И пишу подробное описание конструкции. Для этого я использую цветные карандаши и блокнот. Это помогает мне сначала визуализировать торт, а потом сделать подробное описание. Кроме самого эскиза, я всегда записываю такие подробности, касающиеся создания торта, как список покупок, сроки исполнения, список дел. Для меня важно увидеть будущий торт на бумаге. Имея общую картину, я могу спокойно приступить непосредственно к выпечке торта.
Если говорить о творчестве, то я люблю рассматривать картины,
украшения, старые фотографии. Когда я работаю над проектом торта, я стараюсь не смотреть чужие работы на подобную тему.
Я должна сказать, что я довольно редко меняю первоначальный дизайн. Если мне все-таки приходится это сделать, то я стараюсь, чтобы изменения были минимальны. Или просто вношу в дизайн некоторые дополнения. Дело в том, что как только я показываю проект торта клиенту, я стараюсь не отходить от него ни на шаг. Я привыкла к тому, чтобы торт был сделан по уже разработанному в мельчайших деталях эскизу. Именно это даёт мне возможность работать организованно. Всё проверено, подготовлено.
Как только я показываю клиенту дизайн будущего торта, я склонна придерживаться его.
Все кондитеры, которые рассказывали здесь о себе и своей работе, очень талантливые и интересные личности. Возможно, кто-то воспользуется их идеями. Или станет применять их способы работы над проектированием своих будущих шедевров.